1. Ошибки с первичными учетными документами.
Первичные учетные документы (ПУД) – основа налогового и бухгалтерского учета. Именно они подтверждают хозяйственные операции и позволяют учитывать расходы для целей налогообложения.
Наиболее частые ошибки:- отсутствие ПУД по отдельным операциям;
- неверное оформление документов – например, использование факсимиле там, где требуется собственноручная подпись или электронная цифровая подпись (ЭЦП);
- несоответствие ПУД сути операции. Иногда в документах отражается иное содержание сделки, что вызывает подозрения налоговых органов;
- односторонние документы (например, акты), которые не подписаны контрагентом. Такие бумаги могут быть признаны недействительными.
Также проблемой становится отсутствие некоторых форм ПУД в положении об учетной политике организации. Учетная политика должна отражать способы учета, соответствующие нормам законодательства, и регулярно обновляться при изменении системы налогообложения.
2. Отсутствие или искажения бухгалтерского учета.
Нередко у малого бизнеса встречается ситуация, когда бухгалтерский учет не ведется за определенный период. В таких случаях налоговая инспекция начисляет налоги расчетным методом, исходя из показателей аналогичных компаний. При этом переплаты вернуть невозможно, а недостачу придется доплатить.
Кроме того, распространены несоответствия между фактическим учетом и учетной политикой организации. Ошибки этого рода создают почву для доначислений налогов и штрафов.
3. Формальный подход к инвентаризации.
Еще одна типичная ошибка – отсутствие регулярной инвентаризации или ее формальное проведение. В результате не выявляется кредиторская задолженность с истекшим сроком давности или недостачи. Это приводит к занижению налога на прибыль и НДС, что влечет налоговые санкции.
4. Неправильное использование ЭЦП.
Передача электронной подписи в пользование другому лицу – серьезное нарушение, которое, хотя и не всегда влияет на
налоговую отчетность организации, может привести к злоупотреблениям и спорным ситуациям.